Внутренний критик

Автор: Татьяна К..

Тема  внутреннего  критика  мне  очень  близка  самой,  и  практически  всех  людей,  которые  меня  окружают,  она  затрагивает  в  той  или  иной  степени.

Вспоминается  анекдот:

Приходит  на  прием  к  психотерапевту  клиент  и  говорит:
- Вы знаете, доктор, у  меня  в  голове  живет  маленький  человечек, который  все  время  матерится. Это лечится?
- Да, лечится, -  отвечает  доктор.
- А сколько  это  стоит? - спрашивает  клиент.
- 1000 долларов, -  отвечает  доктор.
- А  знаете, что  сейчас  сказал  маленький  человечек?

Так  кто  этот  наш  маленький  человечек, задача  которого все  время указывать  на  наше  несовершенство? Достаточно  много  людей  считают,  что  если  не  будет  их  внутреннего  критика,  они  превратятся  в  ничего  не делающего (давай уберем «человека» отсюда, т.к дальше повторяется), ни к чему  не  стремящегося человека. Что  критик – это  внутренний  двигатель. С  моей  точки  зрения – это совершенно  не  то,  чтобы  бесполезная, а даже,  я  бы  сказала,  очень  вредная  привычка  так  к  себе  относиться.

Почему,  спросите  вы? 

Хорошо,  ответьте  на  вопрос -  насколько  часто  из  того,  за  что  вы  себя  критикуете, вы  делаете?  Или даже  по-другому. Замечали ли  вы,  что  поводы  для  критики  разные  каждый  день, но  смысл  один – внутренне  унизить  себя?

В  чем  же  разница  между  внутренним  критиком  и  внутренним  учителем?

Чтобы  активизировать  внутреннего  учителя,  есть  один  единственный  вопрос  к  себе:  что я  могу  сделать,  чтобы мне  стало  лучше?

А вот комментарии  внутреннего  критика: посмотри,  как  другие  хорошо  выступают, а ты  и  пару  слов  не  можешь  связать, посмотри,  как  другие  выглядят, а ты…., посмотри, на  себя -  все  время  в  себе  сомневаешься и т.д.

Те  же  фразы, но  с  позиции  внутреннего  учителя можно было бы сказать так: да, пока  я  не  умею  говорить  так  же  красиво,  как  другой  человек, но научусь; сначала  два слова  смог  сказать  спокойно, потом  и  все  предложение. Я изучу  способы,  как  справиться  с  волнением  и  буду  стремиться  их  применять, чтобы  помочь  себе. Я буду  поддерживать  себя  в  начинаниях, буду  замечать  свои  плюсы

Это  называется  - почувствуйте  разницу.

Ведь  учитель  верит  в  своего  ученика. Так  и  в  данном  случае  внутренний  учитель  верит  в  вас, помогает  вам, поддерживает, учит  вас….

Индикатором  того, что  сейчас  в  вас  активно – критик  или  учитель – является  ваше  собственное  самочувствие. Если  вы  чувствуете себя  отвратительно, спросите,  зачем  вы  сами  себе  испортили  настроение?!

Откуда  берется  привычка  себя  критиковать? Конечно, как  вы  знаете, все  закладывается  в  детстве, либо  родители  были  критичны  к  нам, либо  другие  важные  для  нас  люди как-то не очень  лестно  отозвались в наш адрес и  т.д.  И  эта  привычка  перешла  во  взрослую  жизнь.  Повторюсь  еще  раз – это  привычка: созданные  однажды  нейросети  в  мозгу укрепились  многократным  повторением.

Эту  привычку  необходимо  искоренять.  Она  мешает  нам  не  только  просто  жить, но  мы  зачастую  вообще  не  видим  ничего, что  можно  было  изменить.  Ведь  новое подразумевает  ошибки  и  просчеты, и  мы  знаем, что  стоит  нам  ошибиться – мы  сразу же истерзаем  свою  душу  пытками  в  виде  безжалостной  критики. Поэтому  мы  ничего  нового  и  не  предпринимаем. И  что  интересно, иногда  человек  даже  не  видит  возможностей, как  будто  их  нет. Так  наше  сознание  фактически  нас  спасает  от  самих  себя.

Очень хорошо  это  описано  у  К.Хорни «Невроз  и  личностный  рост»:

«Исследуя  эти  избегания, мы  видим  действие  двух  принципов, определяющих  их  характер.

Первый – безопасность  через  ограничение  жизни. Безопаснее  отказываться, уходить, отвергать, чем  рисковать  своей  гордостью. Вероятно, ничто  не  демонстрирует  столь  впечатляющим  образом, насколько  сильна  бывает  гордость, чем  готовность  ограничить  свою  жизнь  до  убожества.

Второй  принцип – безопаснее  не  пытаться, чем  пытаться  и  потерпеть  неудачу. Этот  афоризм  придает  избеганию  печать  окончательности, потому  что  лишает  человека  даже  шанса  постепенно  преодолеть  свои  трудности, каковы  бы  они  ни  были. Он  нереалистичен, даже  исходя  из  невротических  предрассуждений, потому  что  за  него  приходиться  заплатить  не  только  ценой  ненужных  ограничений  жизни, но  в  перспективе  сами  избегания  принесут  глубочайший  ущерб  гордости. Но  невротик, конечно, не  думает  о  перспективе. Его  заботит  сиюминутная  опасность  ошибки  и  осуждения. Если  он  не  будет  делать  никаких  попыток, это  на  нем  не  скажется. Он  сумеет  найти  оправдание. По  крайней  мере, он  успокоит  себя  мыслью, что  если  бы  попытался, то  мог  бы  сдать  экзамены, найти  лучшую  работу, завоевать  женщину.

Во  многих  случаях  избегания  простираются  до  наших  желаний: иными  словами, они  могут  включать  в  себя  наши  желания. Я упоминала  людей, которые  считают  позорным  поражением  не  получить  желаемого. Само  желание  тогда  становится  слишком  большим  риском. Однако  такая  узда  на  желания  означает  резкое  ограничение  нашей  жизни….»

Люди,  которые   недовольны  собой, очень  болезненно  воспринимают  критику  окружающих. Для  них  это,  как  ножом  по  сердцу: ведь они и  так  все  время  находятся  под  собственным  гнетом  и  еще  со  стороны  добавляют. У  меня  есть  знакомая, у которой  было  пробное  15 минутное  выступление  перед  людьми, потом  каждый  давал  обратную  связь, около  10  человек  сказали, что им  очень  понравилось, и 2 человека  сделали  какие-то  замечания. Беседуя со мной после этого, она говорила  только  о  замечаниях. Я ей  пыталась  сказать, что  много  людей  ее  похвалили, но  она  этого  не помнила. Она  запомнила  только  критику. Точнее,  всё хорошее из сказанного она  перефразировала  так: это  они  не  хотели  мне  говорить  правду  из-за  жалости.

Вот  как  мозг  наш  избирателен  в  том,  что  видеть  или  слышать  от  других.

Творчество  и  критичность – практически  несовместимые  вещи. А именно:  там,  где  начинается  критика – заканчивается  все:  творчество, свобода  и  спонтанность.

На  своих  занятиях  я  рекомендую:

1. Понаблюдайте  за  собой в  течение  дня, в  течение  недели. Сколько времени в вашем  внутреннем  мире  занимает критика? Посмотрите,  как  меняются  поводы  для  самобичевания.

2. Если  вы  думаете,  что  все-таки  критик  является  движущей  силой, то  это  можно  определить  следующим  образом:

Если после  того,  как  вы  себя  за  что-то  поругали, вы  сразу же отправились менять ситуацию – почитали  книгу, потренировались  в  выступлении, написали  или  сделали  что-то -  тогда  да,  а  если  это  осталось  на  уровне  диалога  -  знайте,  что  вы  занимаетесь  сливом  в  унитаз  своей  собственной  энергии. Кстати  этой  же  энергии  вам  и  не  хватает  на  то  чтобы  начинать  новое….

3. Уберите  из  своего  лексикона  уничижительные слова  по  отношению  к  себе:

Ну  вот, опять у  меня  ничего  не  получается; дурочка; руки не оттуда  растут; идиот и т.д.

4. Если  ваше  окружение  вас  называет  какими-то  уменьшительно  ласкательными  словами, к  примеру, бедненькая и т.д. Попросите,  чтобы  они  так  не  высказывались  по  отношению  к  вам.

5. Критика  себя – это  привычка, но как  вы  знаете, на  изменение  любой  привычки  нужно  время, терпение  и  постоянство.

6. Активируйте  своего  внутреннего  учителя  вопросом: что я  могу  сделать,  чтобы  почувствовать  себя  лучше?

7. Можете  даже  представить  себе  образ  маленького  злобного  человечка, которому  вы  говорите: опять  пришел  портить  мне настроение, до  свидания.

В  свое  время  мне  попалась  книга  Пауло  Коэльо «Дневник  мага», где он  приводит  упражнение,  как  прекратить  критиковать  себя:

«Единственный  способ  спасти  наши  мечты  -  это  проявлять  великодушие  по  отношению  к  себе. Малейшая  попытка  самобичевания  должна  подавляться  неукоснительно!  И  чтобы  почувствовать, что  мы  жестоки  к  себе, каждую  попытку  испытать  душевные  страдания – вину, стыд, нерешительность – надо  превращать  в  физическую  боль. Превращая  душевную  боль  в  физическую, мы  тем  самым  получаем  возможность  видеть, какой  вред  она  нам  наносит.

Упражнение  «Жестокость»:

Каждый  раз, как  вам  в  голову  приходит  нечто, что  заставляет  плохо  думать  о  себе, сделайте  следующее: вонзите  ноготь  указательного  пальца  в  основание  ногтя  большого  и  надавливай, пока  не  почувствуете  сильную  боль. Сосредоточьтесь  на  ней: это  будет  физический  аналог  ваших  душевных  страданий. Прекратите  выполнять  упражнение  только  тогда,  когда  исчезнут  терзавшие  вас  мысли.

Повторяйте  это  столько  раз, сколько  будет  необходимо  пока  подобные  мысли  не  оставят  вас  совсем (даже  если  для  этого  придется  нажимать  снова  и  снова). С течением  времени  мучительные  мысли  будут  приходить  все  реже  и  в  конце  концов  исчезнут  совсем»

Самое  главное  осознать,  что  без  внутреннего  критика  перед  вами  откроются  новые  возможности  в  жизни, вы  обретете  ту  внутреннюю  свободу, о которой мечтаете. Вы  будете  для  самого  себя   другом, учителем  и  помощником. И  перестанете  искать  это  в  других. Все  мы  стремимся  быть  самодостаточными  личностями. А  это  возможно  только  тогда, когда  мы   используем  внутреннюю  силу не на зло, а во  благо  себе.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Комментарии   

 
+1 #3 Юлия 14.12.2016 10:57
Спасибо большое! Дай Бог вам здоровья и доброго внутреннего учителя :-)
 
 
+3 #2 Анна 12.02.2013 14:19
Потрясающая статья! Спасибо большое!!! :roll:
 
 
+1 #1 Виктор 21.04.2012 00:42
Офигенно! :-)
 

Обновления и предложения от Мастерской!!

Узнай первым о новых мероприятиях и статьях
P.S. Для гарантированного получения рассылки внесите наш адрес masterosta@gmail.com в белый список своей почты

Ведущие тренингов

  • Илья Кузнецов В далеком 2002 году я был довольно успешным, по офисным меркам, человеком. Я работал в структурах близких к ОЧЕНЬ БОЛЬШОЙ ОРГАНИЗАЦИИ. Занимался региональным пиаром. Все бы хорошо, но удовольствия от работы не было. Да и состояние физическое, и перспективы карьерного роста, не внушали энтузиазма...

    Подробнее..

  • Лилия ШакирьяноваС психологией я познакомилась несколько лет назад благодаря книгам Михаила Ефимовича. Я читала их, наслаждалась процессом чтения, но до применения в реальной жизни дело не доходило. А потом случилось то, что смогла назвать счастливым событием только некоторое время спустя, и я пришла в клуб КРОСС...

    Подробнее..