Внутренний критик 2

Автор: Татьяна К..

«Я не заслуживаю быть счастливым», «Ненавижу себя за слабохарактерность», «Почему так всегда со мной происходит?!». Возможно, вам знаком этот атакующий внутренний голос... Существование внутреннего критика связано с утратой базового доверия к самому себе и с направлением разрушительной энергии против себя же:
«Я ни на что не способный неудачник, заслуживающий плохого отношения и страданий…».

Чем недоверчивее и холоднее мы начинаем относиться к самому себе, тем увереннее звучит этот резкий и атакующий внутренний голос. Многим кажется, что процесс самокритики можно легко отслеживать и останавливать, но в большинстве случаев это не так. Мы редко осознаем, когда критикуем самих себя, потому что зачастую отождествляемся со своим критикующим Я, которое ловко умеет маскироваться под «рассудительные и достоверные» суждения: «это глупо», «мне не следовало так себя вести», «я чувствую себя идиотом», «со мной что-то не так», «я не должен все так близко воспринимать»…

У внутреннего критика есть свои излюбленные приемы, он:
- Использует умаляющие и оценочные выражения («это глупо», «плохо», «неправильно»).
- Предписывает, указывает, наставляет («надо было», «мне не следует», «я должен»).
- Всегда чем-то недоволен и никогда не принимает реальность такой, какая она есть.

Выберите своего доминирующего внутреннего критика, пользуясь следующей классификацией:
•    Идеалист. Стремится делать все совершенно, ставит высокие стандарты, для него никогда и ничто не является достаточно завершенным.
•    Обвинитель. Живет в прошлом, не способен прощать совершенные ошибки, злопамятен.
•    Мнительный. Пытается усомниться в своих способностях, не любит рисковать, никогда и ни в чем не уверен.
•    Разрушитель. Всегда бьет по самому больному месту, стыдит за совершенные ошибки и умаляет достигнутые результаты, стремится к смерти.
•    Правильный. Живет исключительно по общепринятым стандартам, хочет всем понравиться, боится отвержения, поэтому сдерживает себя от свободного самовыражения и спонтанности.
•    Исполнитель. Верит, что успех может быть достигнут только непосильным трудом, избегает критики и осуждения, любит откладывать важные дела на потом, прикрываясь вечной занятостью.
•    Контроллер. Пытается контролировать свои чувства и состояния. Боится показать окружающим свои слабости и недостатки, стремится к безопасности и однообразию.

Существует несколько довольно эффективных способов обезоружить своего внутреннего критика, и возможно даже – сделать его своим другом:

1.Отпор.
Предположим, вы готовитесь  к долгожданному свиданию, а критический голос начинает нашептывать, что сегодня вы чувствуете себя не на высоте, ваш внешний вид оставляет желать лучшего, и вообще вы слишком стеснительны... Отпор самому себе в таком случае может звучать так:
“Слушай, дружок, сегодня я не в настроении терпеть твое критиканство. Лучше не связывайся со мной сейчас”.

2.Переговоры.  
Вы все время что-то мусолите в своей голове и никак не можете избавиться от навязчивого атакующего голоса? Почему бы не потренироваться в способности идти на компромисс с самим собой?
Внутренний критик: Опять ты за свое! Снова поступил по-идиотски.
Вы: А как бы ты поступил?
Внутренний критик: Чего я бы точно не стал делать – так это полностью открываться на первом же свидании.
Вы: Ладно, а что ты бы сделал?
Внутренний критик: Хм,  я бы заставил ее угадывать, кто я такой.
Вы: А тебе не кажется, что это нечестно?
Внутренний критик: Лучше так, чем довериться первому встречному и позволить себя ранить.
Вы: Я в этом не убежден. Почему я не могу поступать так, как я чувствую?
… и так далее...

3.Бездействие.
“Эй, страшила! С таким лицом, как у тебя, просто фантастика, если кто-нибудь обратит на тебя свое внимание! Уродец!”
Бездействие – эффективный маневр, чтобы заставить свое атакующее Я отступить. По мере того как голос продолжает звучать, вы сохраняете спокойствие, выжидая, пока не иссякнет фантазия критикана.

4.Представленность.
Противоположностью бездействия является представленность. Представленность – это способность доверять самому себе и принимать любые внутренние переживания без самоосуждения. В представленности человек не пытается изменить окружающих или самого себя, он принимает все таким, какое оно есть, но не пассивно, а со способностью испытывать сострадание к самому себе. Представьте, что вы сидите с ноутбуком на коленях, не написав ни одной строчки для статьи, которую нужно было завершить еще вчера. Атакующий голос начинает "мочить" вас по самому больному месту: по вашей способности (или ее отсутствию) быть креативным.

Внутренний критик: Ты был уверен, что у тебя есть идея для статьи, и снова облапошился. Тебе вообще нельзя доверять! Вот увидишь, скоро твои мозги иссохнут за их ненадобностью!

Вы: Думаю, все будет даже хуже. Завтра я тоже не напишу ни строчки, а затем я вообще все забуду. Так что пока я лишь слегка расслабился, но если мне повезет, я стану стопроцентным имбецилом.

Внутренний критик: Ты просто ленивый лоботряс! Ты должен был закончить статью еще вчера, но ты слишком туп для этого, не так ли?

Вы: Для чего ты мне это говоришь?

Внутренний критик: Не прикидывайся. Я назвал тебя тупым и ленивым!

Вы: Я знаю, просто интересуюсь почему.

Внутренний критик: Потому, что ты туп и ленив!

Вы: Почему это тебя так задевает?

Внутренний критик: Потому, что ты мне не нравишься.

Вы: И кто же я, по-твоему?

Внутренний критик: Ленивый тупица.

Вы: Я тебя не осуждаю за то, что ты меня ненавидишь. Полагаю, в следующий раз я должен позволить действовать тебе. Что бы ты сделал?

Внутренний критик: Я бы переработал какой-нибудь материал, скомпоновал бы несколько идей и потом...

Вы: Что потом?

Внутренний критик: А потом суп с котом!

Вы: Так чего ты добивался своими нападками?

Внутренний критик: Ты все равно тупица.

Вы: Я тебя в этом не виню. Тебе должно быть не просто постоянно терпеть возле себя тупых и ленивых лоботрясов.

Опыт показывает, что чем больше вы доверяете самому себе, тем меньше вам придется тратить время на подобные схватки. Конечно, внутренний критик снова примется за старое, стоит вам совершить новую ошибку. Он будет убеждать вас в том, что вы “тупица и дурак”, но теперь вы можете выбирать свою ответную реакцию: “Думаю, ты прав, но можешь ли ты представить, как сложно быть тупицей и дураком?”.

Цитаты/афоризмы

Г.Александров: «Потребность критиковать ведет к потере способностей».
Ю.Татаркин: «Критика бывает двух видов - правильная и полезная, правильная критика приносит критикующему всё, кроме пользы».

Анекдот

Несмотря на то, что я гениален и идеален, самокритика - тоже моя сильная сторона.

Тренинг Школа Психологического Айкидо. Методы работы с манипуляциями

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Обновления и предложения от Мастерской!!

Узнай первым о новых мероприятиях и статьях
P.S. Для гарантированного получения рассылки внесите наш адрес masterosta@gmail.com в белый список своей почты

Ведущие тренингов

  • Илья Кузнецов В далеком 2002 году я был довольно успешным, по офисным меркам, человеком. Я работал в структурах близких к ОЧЕНЬ БОЛЬШОЙ ОРГАНИЗАЦИИ. Занимался региональным пиаром. Все бы хорошо, но удовольствия от работы не было. Да и состояние физическое, и перспективы карьерного роста, не внушали энтузиазма...

    Подробнее..

  • Лилия ШакирьяноваС психологией я познакомилась несколько лет назад благодаря книгам Михаила Ефимовича. Я читала их, наслаждалась процессом чтения, но до применения в реальной жизни дело не доходило. А потом случилось то, что смогла назвать счастливым событием только некоторое время спустя, и я пришла в клуб КРОСС...

    Подробнее..