Материалы

По мотивам занятия "Эмоциональный интеллект"

Автор: Мария Голанджан.

masha golandzan smМария Голанджан, со-ведущая базового курса. Новый курс по вторникам с 17 сентября

Умение управлять своими эмоциями – первый шаг на пути к успеху

Эмоциональный интеллект

В современном мире очень большое значение имеют способности и навыки человека. Без них невозможно трудоустроиться и подняться по карьерной лестнице.

Но помимо навыков, способностей и умений есть еще один очень важный аспект, который мы не всегда учитываем, но он имеет очень большое значение. Это умение управлять своими эмоциями. Каким бы квалифицированным сотрудник ни был, он не проведет хорошо переговоры, если не может справиться со своим волнением. Каким бы профессионалом ни был специалист, он не сможет успешно работать в коллективе, если не будет контролировать свои эмоции, связанные с возможными конфликтами.

И это только рабочая сфера, а есть же еще и личная. Как строить отношения в семье, где люди не могут ни контролировать свои эмоции, ни выдерживать эмоции друг друга. Ведь правильно понять, что скрывается за летящим в тебя телефоном способен далеко не каждый.

Именно поэтому тема так называемого эмоционального интеллекта так актуальна сегодня.

Эмоциональный интеллект – это умение осознавать свои эмоции, контролировать их, понимать эмоции других людей, а также умение на них влиять (под влиянием, мы естественно понимаем не манипуляцию, а способность успокоить разгневавшегося человека, утешить печального).

Эмоции

Человек способен испытывать огромное количество эмоций. Но основными являются пять. Это:

  • Интерес
  • Радость
  • Печаль
  • Страх
  • Гнев

Интерес – это движущая сила нашего развития. Именно в деятельности, которая нам интересна, мы достигаем самого большого успеха. Именно отношения, основанные на взаимном интересе самые прочные и долговечные.

Радость – это «награда» за наши успехи. Тут очень важно сказать отличие радости от удовольствия. Удовольствие – это приятные тактильные ощущения (вкусная еда, комфортная и красивая одежда) в общем все, что мы можем приобрести за деньги. А радость – это чувство, которые мы испытываем от приятного общения с людьми и от собственных достижений. Поэтому самый главный вопрос, который необходимо задать себе – это умею ли я радоваться? Или когда я радовался в последний раз? Потому что радость это очень сильная и ресурсная эмоция, в отличие от удовольствия, которое быстро приедается.

Печаль – это эмоция, благодаря которой мы умеем сочувствовать и сопереживать.

Страх – это защитная эмоция, она предупреждает, что мы находимся в опасности.

Гнев - мы испытываем, когда кто-то нарушает наши границы. Это очень сильная эмоция, она способна защитить нас, когда мы находимся в опасности, найти в себе силы для обороны.

Зная это, мы можем гораздо успешнее управлять своими эмоциями.

Почему одни и те же ситуации вызывают разные эмоции

Если природа наделила нас способностью испытывать эти эмоции и при этом каждая из них выполняет свою функцию, как же так получается, что в разных ситуациях люди испытывают разные эмоции и где тогда возникает непонимание?

Возьмем простой пример:

Николаю и Сергею поручили сделать презентацию для очень важного клиента. Сергея эта новость очень испугала. Он начал нервничать, допускал ошибки.

В то же время Николай был доволен ответственностью, которую доверил ему руководитель. Получал удовольствие от своей работы.

Разница состоит в накопленном опыте.

Между событием и реакцией на событие (проявлением эмоции) всегда есть 120 миллисекунд. Что происходит в эти 120 миллисекунд? В нас пробуждается опыт предыдущих лет жизни.

Применимо к примеру, для Сергея опыт его публичных выступлений был травмирующим, возможно его сильно пристыдили в школе, когда он не верно отвечал у доски, возможно родители были слишком строги, когда он только начинал говорить свое мнение.

А опыт Николая не был таким травматичным. За свою жизнь он получал много признания за свои выступления, даже если они были просто в дружеской компании. Поэтому у него не вызывает сильного волнения предстоящая презентация.

Наверное, не трудно догадаться, кто из них добьется больших карьерных успехов.

Но, даже если мы знаем, что наш жизненный опыт деструктивен и мешает нам развиваться, мы все равно можем это изменить.

Рэкетные чувства  и вытеснение эмоций

Очень часто бывает, что в детстве нам устанавливают запрет на те или иные эмоции. Самым классическим примером является «мальчики не плачут» и «девочки не злятся».

Фактически, мальчикам запрещено сопереживать другим, а девочкам отстаивать свои границы.

Конечно это самые популярные примеры. Но любая эмоция, если она не по нраву родителям может быть вытесненной.

Если человеку запрещено использовать одну эмоцию, он учится замещать ее другой.

Например, когда одна дама рассталась со своим возлюбленным, вместо уместной эмоции «печаль», она злилась. Потому что в детстве на эту самую печаль получила очень жесткий запрет. И всегда, когда она сталкивалась с грустными явлениями, она начинала испытывать злость.
Эмоции, которыми мы маскируем наши вытесненные эмоции называются рэкетными.

Как вылечить свои эмоции

Самое не приятное в рэкетных эмоциях это то, что они отнимают у нас много энергии. Поэтому работая со своими эмоциями нам надо научиться отличать рэкетные чувства от истинных. Для этого, каждый раз, когда Вы испытываете эмоции, наблюдайте за тем, насколько она уместна. Например, вы поняли, что печальны, и поняли, что печалитесь потому что некто опоздал на встречу в Вами. Уместна ли здесь печаль? Нет. Потому что опоздание – это нарушение Ваших границ. И более уместное чувство было бы гнев.

Следующий шаг после осознавание – это вспомнить, как вытеснялась в Вашем детстве эмоция гнева.

И третий шаг – разрешить себе гневаться.

Так и со всеми остальными эмоциями. Идите по стандартной схеме:

  1. осознать
  2. вспомнить свой прежний опыт
  3. дать себе разрешение испытывать запрещенную эмоцию.

В следующих статьях мы более подробно опишем, как управлять эмоциями гнева и страха. А так же более подробно опишем интерес, радость и печаль.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить